ПАМЯТКА
для граждан, вынужденно покинувших
территорию Украины, по вопросам
медико-социальной экспертизы
Право на представление мер социальной защиты в связи с имеющимися признаками инвалидности может возникнуть у законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан, имеющих действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
К таким гражданам относятся:
временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;
имеющий статус беженца, либо лицо, ходатайствующее о признании беженцем.
Справочно: Федеральным законом от 19.02.1993г. № 4528-1 «О беженцах»: лицо, признанное беженцем и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (пп 10 п.1 ст.8).
-
беженец — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений, или не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;
-
лицо, ходатайствующее о признании беженцем — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем из числа:
иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;
иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территорию Российской Федерации на законном основании;
иностранный гражданин (лицо без гражданства), которому предоставлено временное убежище, а также лицо, ходатайствующее о предоставлении временного убежища.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины «О безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины» от 16.01.1997г. определено, что граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать и передвигаться по территории государства другой Стороны без виз с соблюдением правил пребывания, действующих в этом государстве, по удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство документам. Граждане государства одной Стороны на основе взаимности освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания на территории государства другой Стороны, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию государства этой другой Стороны, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию государства пребывания.
Под статусом временно пребывающего иностранного гражданина в Российской Федерации понимается иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующим получения визы, и получившим миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешение на временное проживание.
У иностранных граждан (лиц без гражданства), временно пребывающих в Российскую Федерацию, право на меры социальной защиты (в том числе с имеющимися признаками инвалидности) по законодательству Российской Федерации не возникает, в связи с чем, они не могут быть освидетельствованы в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы.
При этом необходимо иметь в виду, что согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Медико-социальная экспертиза проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания и т.д.).
Препятствий для проведения медико-социальной экспертизы иностранным гражданам, беженцам, лицам ищущим убежище, соотечественникам, действующее законодательство не содержит.
Документами, необходимыми для предоставления указанной категории граждан государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, являются:
паспорт иностранного гражданина;
иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства в Российской Федерации;
заявление о проведении медико-социальной экспертизы;
направление на медико-социальную экспертизу, выданное организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу.
При предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, результатом которой является определение степени утраты профессиональной трудоспособности, дополнительно представляются документы, подтверждающие факт несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания.
При установлении причины инвалидности необходимо руководствоваться постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.04.2003г. № 17 «Об утверждении разъяснения «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности».
Гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР).
В ИПР, разработанной инвалиду из числа лиц, имеющих статус беженца, в графе «Исполнитель» по каждому виду ТСР, входящему в федеральный перечень, указывается уполномоченный орган, а в ИПР, разработанной инвалиду из числа иностранных граждан, не имеющих статус беженца, в соответствующих графах по видам рекомендуемых ТСР, в том числе входящим в федеральный перечень, делается запись «за счет средств инвалида и других незапрещенных источников финансирования».